Домашний оттенок Крыма
Этим летом в Крыму побывало почти 4 млн туристов. Таковы предварительные итоги летнего сезона, которые свидетельствуют о том, что Крым стал одним из самых популярных направлений для российских путешественников. Однако, несмотря на увеличение турпотока, курорту есть куда стремиться.
В "украинский" период Крыма на полуострове была создана инфраструктура двух типов: частный сектор, который, по разным оценкам, занимал до 80% предложения (различные квартиры в аренду, реконструированные эллинги, мини-отели, дома в аренду и подобные объекты несистематизированного гостеприимства), и 20% - профессиональный гостиничный сектор. В последний вошли объекты, принадлежавшие крупным предприятиям советского периода, или гостиницы, построенные уже в штучном количестве в постсоветский период.
В 2015 году предложение практически никак не изменилось, за исключением введенных в эксплуатацию отелей, строительство которых началось еще до 2013 года. Ушли американские гостиничные сети - отель, который открылся как Redisson, был срочно переименован. К сожалению, с именем он потерял как качество сервиса, так и элементы профессионального лоска. Турпоток в этом сезоне, по разным оценкам, оказался на 20-25% больше, чем в прошлом. В основном, на полуостров стремились попасть российские туристы, которых подтолкнул рубль, свободный доступ на переправе, интерес к региону, желание быть патриотичным, легкость поездки. Правда, туристические группы так и не появились: организованных туристов, которые ложатся на действующую сеть транспорта (авиачартеры или железнодорожные перевозки), так никто и не увидел. Редкие российские группы компактно перемещались на российских авиалиниях, робко осваивая новый для них край. Все они ждали традиционный курортный отдых в отеле на 100-150 номеров с сервисами и услугами, ресторанами и медицинскими услугами, а нашли частный компактный отдых, кардинально отличающийся от Турции, Египта и даже Краснодарского края. Отдых получился другой.
Туризм в Крыму имеет "домашний" оттенок: мини/частные отели на 3-10 номеров, где хозяева живут в этом же здании и работают тоже они. Часто стоимость квартиры в аренду составляет от 2000 до 4000 рублей на 3-4 человека. Ресторанный или иной сервис они, конечно, не предлагают. Но в городах рестораны с отличной домашней кухней предложат гостям еду из расчета 300-500 рублей на человека из трех блюд с домашним вином. Стоит отметить, что цена является одним из ключевых драйверов целевой аудитории.
В долгосрочном периоде собственники и девелоперы гостиничных комплексов опираются на прогнозное изменение туристической инфраструктуры, которое может произойти из-за открытия моста и роста количества автотуристов. Однако ожидать, что существующий поток увеличится в десять раз, слишком оптимистично.
Сезонность остается крайне важной характеристикой рынка Крыма. Яркий и солнечный летний период с мая-июня до сентября и долгий период межсезонья. Зима 2014/15 года была первым зимним периодом, когда большинство отелей Крыма, которые обладают медицинской, оздоровительной, санаторной инфраструктурой и конференц-возможностями, не закрывались. Это крайне позитивно сказалось на показателях среднегодовой загрузки (которая составит около 43-46% в год), доходе персонала (сотрудники сохранили рабочие места), оптимизме собственников. Эксперты прогнозируют сохранение позитивного тренда и в зимний сезон-2015/16.
Положительные отзывы туристов, посетивших полуостров летом, хорошо сказались на интересе рынка к отдыху в Крыму. Часть современных объектов уже забронирована на зимние каникулы и праздники. Правда, спрос на отдых со стороны российских туристов сфокусирован исключительно на крупных и современных гостиничных объектах.
Государственная политика в области стимулирования инвестиционной активности соотечественников на полуострове пока вызывает интерес, но на практике не способствует большому притоку инвестиций в регион. Потенциальные инвесторы пока осторожно присматриваются к объектам и не спешат заключать сделки. На самом деле в Крыму сейчас можно купить почти любой гостиничный комплекс, однако стабильность рынка не прогнозирует ни один из консультантов и бизнес-аналитиков. Иностранные инвесторы пока не рассматривают Крым как территорию перспективных инвестиций, так как потенциальные экономические результаты перекрываются страховыми рисками.