Ялта идет в авангарде побратимских связей среди многих регионов России
В Восточном экономическом форуме приняли участие более полутора тысяч представителей бизнеса из 26 стран мира. Соглашения были подписаны на общую сумму, превышающую 1,3 триллиона рублей.
Широкое участие отечественных и зарубежных деловых кругов – свидетельство того большого интереса, который вызывает Дальний Восток. Естественно, интерес большой, поскольку и возможности здесь огромные. Конечно, сам факт проведения форума – это символ глубоких изменений, которые происходят сегодня на Дальнем Востоке. Практическое выражение нашей политики, направленной на ускоренное, опережающее освоение этого региона.
Это первый экономический форум на Дальнем Востоке. Но контракты уже многомиллиардные.
Газопроводная система "Северный поток 2" будет создана. Именно во Владивостоке было подписано соглашение партнеров для увеличения поставок голубого топлива в Евросоюз. Мощность двух новых ниток составит 55 миллиардов кубометров газа в год.
Реализацией проекта займется совместная проектная компания New European Pipeline. Согласно документу "Газпрому" будет принадлежать 51 процент, компаниям E.ON, Shell, OMV and BASF/Wintershall — по 10 процентов, и 9 процентов — компании ENGIE.
На фоне падающей добычи в Европе, новый поток чрезвычайно важен, отмечают иностранные эксперты. Ведь именно голубое топливо будет занимать основную долю энергобаланса ЕС еще многие годы.
"Участие в проекте грандов мировой энергетики подчеркивает его значение для обеспечения надежности газоснабжения европейских потребителей", — отметил председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер.
В российском голубом топливе заинтересованы и страны АТР, особенно в сжиженном природном газе. В ходе Восточного экономического форума "Газпром" обсудил возможность сотрудничества с японской компанией Mitsui по расширению проекта "Сахалина-2". Это позволит значительно увеличить экспорт газа, в частности, в Корею. В прошлом году на первом в России заводе СПГ было произведено 10.7 миллиона тонн сниженного газа.
"Два дня очень насыщенными были в плане подписаний договоров. Вчера в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Пекин было подписано около 30 соглашений и различных документов между компаниями, между федеральными органами. Я назову лишь значимые для энергетики, которые вчера были подписаны. Компания "Новатэк" подписала соглашение с компанией "Шелковый путь — Китайский фонд", который был создан специально для инвестирования и имеет большие средства — 40 миллиардов долларов, по продаже 9,9 процентов компании "Новатэк" для финансирования проекта Ямал СПГ", — рассказал министр энергетики России Александр Новак.
Политика разворота на Восток касается практически всего. Так, компания "Роснефть" договорилась с ChemChina о сотрудничестве в области инвестиций в уставный капитал компании и по реализации проекта "Восточная нефтехимическая компания". С КНР также были достигнуты договоренности о поставках до 200 тысяч тонн пропилена в год. На форуме во Владивостоке был подписан и договор с индийской компанией ONGC о покупке 15 процентов "Ванкорнефти".
Что касается вложений в Дальний Восток, то, как было не раз отмечено, они будут весьма ощутимыми. В течение 20 лет бюджет получит дополнительных налогов на 4 триллиона рублей. Добыча нефти на месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока к 2035 году вырастет в 2 раза до 118 миллионов тонн, а добыча газа – в почти 3,5 раза, до 135 миллиардов кубометров.
***
Как добывают черное золото на уникальном месторождении Якутии?
За последние 10 лет ежегодные поставки нефтепродуктов из России в Китай увеличилась в 20 раз, до 36 миллионов тонн. По оценкам специалистов, потребности КНР будут только расти, приблизительно на 2 процента в год до 2020 года.
На днях нефтяную столицу России, Сургут, посетили министр энергетики Александр Новак и министр природных ресурсов Сергей Донской. Они побывали на крупном нефтегазоконденсатном месторождении.
Столь почетные гости на Талаканское нефтегазовое месторождение прилетели впервые. Первым делом члены делегации оценили новый аэропорт, который нефтяники построили на собственные деньги. Разумеется, согласовав строительство аэровокзального комплекса на государственном уровне. Раньше добраться сюда, к богатым нефтяным месторождениям, было проблематично, а теперь из Сургута специалисты летают прямыми рейсами.
За 10-летний период освоения нефтегазовой территории на Талакане создана мощная производственная инфраструктура. В тайге проложили свыше 800 километров трубопровода, 527 километров линий электропередачи и более 300 километров автомобильных дорог. Кроме того, здесь установлено самое современное оборудование. В операторной информация на мониторы подается в режиме реального времени: параметры скважин, давление и количество добытой за сутки нефти.
Это одно из первых месторождений в Восточной Сибири. Первую нефть здесь добыли в 2007 году. Тогда регион получил новое развитие. В общей сложности, сейчас в России добывают 525 миллионов тонн нефти в год. Здесь, на Талакане, 8 миллионов. Причем государством поставлена задача не сокращать объемы добычи, а, наоборот, в ближайшие 20 лет сохранить их на прежнем уровне.
"Будет увеличиваться добыча трудноизвлекаемых залежей, трудноизвлекаемой нефти. Будет расширяться добыча на шельфе. Понятно, что в связи с истощением будет сокращаться добыча в Западной Сибири, на действующих месторождениях. Но за счет перераспределения и добычи более сложных залежей общий объем, мы планируем, также будет сохраняться", — заявил министр энергетики Александр Новак.
Во время визита министрам также показали оборудование: машинный зал, компрессорную станцию, участок для первичной переработки нефти и получения битума, а также установку для подготовки газа. Пока ее используют для собственных нужд. Но уже скоро отсюда газ будет уходить в ближайшие поселки.
На импортозамещение на Талакане стали переходить давно. По возможности стараются использовать оборудование российского производства.
Верхний силовой привод грузоподъемностью свыше 150 тонн, к разработке которого приступили в Питере более 10 лет назад, на Талаканском нефтегазовом месторождении и в Западной Сибири используют уже давно. Говорят, он ничуть не уступает зарубежным аналогам. Мобильный нагреватель воздуха выпускают в Челябинске уже 7 лет. За это время он тоже ни разу не подвел российских нефтяников.
Здесь применяют самые современные методы по добыче нефти. Большое внимание уделяют вопросам экологии. Это, кстати, отметил и министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.
"Это все, конечно, очень впечатляет. Я надеюсь, что и дальше это все будет развиваться, несмотря на всякие ценовые падения, сложности, которые возникают перед нефтяной отраслью сегодня. Экология будет одной из ключевых тем в производстве", — сказал министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.
Ежегодный объем инвестиций в развитие нефтегазодобычи в Восточной Сибири составляет более 20 миллиардов рублей. За все время сюда было вложено более 188 миллиардов. Только в прошлом году объем эксплуатационного бурения на Северо-Талаканском месторождении и восточном блоке Талаканского месторождения составил 225 тысяч метров. Было введено 127 новых нефтяных скважин. Глубина каждой – в среднем порядка двух километров.
***
Угольные компании открывают цеха по производству оборудования для добычи.
Экспортные объемы российского угля в страны АТР будут расти, к такому мнению приходят аналитики отрасли по итогам контрактов, подписанных во Владивостоке. В частности, об этом говорит и меморандум о взаимопонимании между АО "Восточный порт" и японской компанией Marubeni Corporation.
Что касается самого порта, с 2012 года там ведется строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса. По предварительным оценкам, к 2020 году он сможет обрабатывать 33 миллиона тонн угля в год. Основные поставки угля в порт пойдут с российского Кузбасса.
На сервисных предприятиях шахт Кузбасса сегодня производят многое из того, что нужно для строительства лавы и добычи угля: от расходников для ленточных конвейеров — прежде всего роликов — до комплектующих для монорельсовых балок, по которым двигаются дизелевозы.
"Ролики — это расходный материал для конвейера, который постоянно востребован. Плюс, при изготовлении новых конвейеров для нас это дешевле. Теперь все это изготавливается по импортной технологии в хорошем качестве. Нареканий на эту продукцию у нас нет. Нас это абсолютно устраивает", — отметил технический директор угольной окмпании Анатолий Мешков.
Чтобы запустить собственное производство, нужны были, прежде всего, инвестиции. Полмиллиарда рублей, вложенные в закупку оборудования и подготовку персонала, уже окупились.
Ролики для конвейера здесь делают уже три года. В качестве заготовки используется труба из города Северска в Томской области. Сварка осуществляется в автоматическом режиме, что значительно увеличивает и скорость, и качество продукции
"Раньше такой технологии не было, обучались работе со станками. Станков раньше таких не было на заводе, очень удобно: станок-автомат, делает все сам", — рассказал слесарь механосборочных работ Николай Лебедников.
Кроме автоматических станков здесь есть даже робот-сварщик. Управляется и программируется с планшета. Заменяет двух или даже трех сварщиков.
Еще один ощутимый плюс организации собственного производства — это дополнительные рабочие места для сотен человек. Даже ремонт сложного западного оборудования — комбайнов и дизелевозов — теперь делают прямо на месте.
Дизелевоз — основной транспорт подземного царства. На нем шахтеры и в лаву спускаются, и оборудование доставляют. Раньше на ремонт одного дизельного локомотива уходило в полтора раза больше времени, чем сейчас. Теперь этот процесс идет намного быстрее и выполняется силами российских специалистов.
"До этого на наших шахтах оказывались услуги фирменными производителями, пришлось от этого уйти, организовать на каждой шахте свои участки. Постепенный был переход, набирали людей высококвалифицированных, ставили специалистов, обучали. Здесь у меня работают люди, которые ездили в Чехию на фирму-производителя учиться. Получили сертификаты по обслуживанию данных локомотивов, чтобы привести их в соответствие, чтобы передавать опыт другим специалистам нашего ремонтного депо", — сообщил начальник участка №12 цеха по ремонту и обслуживанию локомотивов ПЕ "Спецналадка" Павел Уфимцев.
Даже будущим машинистам дизелевозов раньше тоже приходилось ездить к производителям на обучение, теперь же весь процесс проходит прямо на ремонтном предприятии.
По инвестиционной программе для подготовки собственных машинистов был закуплен тренажер. На проекторе — объемное 3D-изображение. Аппарат полностью имитирует движение дизелевоза в шахте.
В списке производимого сервисными предприятиями оборудования также и шахтно-крепежные материалы — это то, что держит борта и кровлю штрека. Линия по изготовлению решетчатой затяжки полностью автоматизирована, оператору остается лишь загрузить заготовку, прутья и контролировать процесс.
В планах, разработка собственных пневматических переводов. У западных подрядчиков стоимость одного такого перевода составляет около 2 миллионов. Российский выйдет вдвое дешевле. Также нашим разработчикам удалось наладить производство собственных пускателей для включения и выключения двигателей электрооборудования: это и насосы, и вентиляторы — важнейшее оборудование в работе шахты. Здесь стоит микропроцессорная защита от человеческого фактора. Заблокировать вручную это невозможно, а соответственно и безопасность работы в шахте повышается в разы.